Кодекс профессиональной этики педагогов

 

Этический кодекс педагога

Глава 1. Общие положения.

1. Данный Этический Кодекс Педагога – документ, разработанный с целью создания корпоративной культуры в учреждении, улучшения имиджа учреждения, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри учреждения, совершенствования управленческой структуры, т.е. обеспечения устойчивого развития в условиях современных перемен.

2. Кодекс – это свод основных морально-этических норм и правил социального поведения, следуя которым укрепляется высокая репутация учреждения, поддерживая ее авторитет и продолжая традиции предшествующих поколений учителей и учеников.

3. Кодекс распространяется на все субъекты педагогического процесса образовательной организации: учителей, учащихся, их родителей (законных представителей). Этот документ помогает установить этические взаимоотношения в системах «учитель-ученик», «учитель - родитель», «учитель-учитель», «учреждение - внешняя среда», «учитель-администрация». Кодекс составлен в соответствии с Уставом, Конституцией РФ, Женевской конвенцией «О правах ребенка», действующим Законодательством РФ – « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273- ФЗ (ст.47 п. 9,10, 11, 13; ст. 48 п. 1 пп. 3, 4, 5, 6, 7, п. 3, 2), Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07 мая 2012 г № 597, Правилами внутреннего распорядка.

4. Учреждение обязано создать необходимые условия для полной реализации положений Кодекса.

5. Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе, как отдельных педагогов, так и иных служб организации ( Управляющего Совета школы); изменения и дополнения утверждаются Комиссией по этике.

6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников учебно-воспитательного процесса (учащихся, родителей (законных представителей), педагогов). Содержание Кодекса доводится до сведения педагогов на педсовете, родителей на родительских собраниях, учащихся на классных часах. Вновь прибывшие педагоги обязательно знакомятся с данным документом.

7. Нормами Этического Кодекса Педагогов руководствуются педагоги и все работники образовательной организации, участвующие в учебно- педагогической деятельности.

8. Данный Этический Кодекс Педагогов определяет основные нормы профессиональной этики, которые:
- регулируют отношения между педагогами и учащимися, а также другими членами общественности организации; - защищают их человеческую ценность и достоинство;
- поддерживают качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создают культуру организации, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

Предмет регулирования.

1. Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения) педагога, которых он придерживается в течение всего учебного процесса, а также во время проведений школьных мероприятий.
2. Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы, при которых педагог сможет совершенствоваться, выработать новые навыки, иметь здоровую рабочую атмосферу.
3. Этико – регулирующая Комиссия обязана ознакомить с данным Кодексом всех учителей, учащихся и родителей (законных представителей).

Цели соблюдения этического кодекса педагога.

1. Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами.
2. Формирование и сохранение доверия между учителем и учеником, учителем и родителем (законным представителем), учителем и его коллегой.
3. Укрепление авторитета учителя среди учащихся, родителей (законным представителем), коллег.

Принципы педагогической этики.

Основу норм этики педагога составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

 

Глава 2. Основные нормы.

1. Личность педагога.

1.1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
1.2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
1.3. Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

2. Ответственность.

2.1. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы – образования и воспитания подрастающего поколения.
2.2. Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие детей, оставленных под его присмотром.
2.3. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

3. Авторитет, честь, репутация.

3.1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
3.2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
3.3. В общении со своими учениками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.
3.4. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих учениках.
3.5. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
3.6. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с учениками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
3.7. Педагог дорожит своей репутацией.
3.8. Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

Глава 3. Взаимоотношения с другими лицами.

1. Общение педагога с учениками.

1.1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
1.2. В первую очередь, педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к ученику позитивна, является стержнем профессиональной этики учителя и основой его саморазвития. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
1.3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его учениках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
1.4. При оценке поведения и достижений своих учеников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
1.5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
1.6. При оценке достижений учеников педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценок для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных и контрольных работ.
1.7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения.
1.8. Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему учеником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
1.9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих учеников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.
1.10. Педагог не имеет права требовать от своего ученика вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.
1.11. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права навязывать ученикам свои взгляды, иначе как путем дискуссии.
1.12. Педагог обязан уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.Отношения с родителями (законными представителями) учеников.

2.1. В отношениях между учителем и родителем должен поддерживаться принцип приоритета образовательной организации в обучении учащихся.
2.2. Учитель должен исполнять ведущую роль в сотрудничестве с родителями (законными представителями) учащихся в рамках учебно-воспитательного процесса. Важны преемственность требований, приоритетов и ценностей семьи и организации.
2.3. Педагог не разглашает высказанное учащимся мнение о своих родителях или законных представителей, или мнение родителей, или законных представителей учащихся. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
2.4. Отношения педагогов с родителями (законными представителями) не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений учащихся.
2.5. Между учителем и родителями (законными представителями) учащихся должны поддерживаться отношения бесконфликтного сотрудничества. Необходимо придерживаться посильного объема требований, учитывая различия в объеме педагогических знаний учителя и родителя (законными представителями).
2.6. Учитель при установлении и поддержании контактов с родителями (законными представителями) должен владеть правилами профессионального поведения. Корректность, выдержка, доброжелательность, терпимость. Не допускать случаев оскорбления родительских чувств, при оценивании способностей, успеваемости и поведения их детей. Необходимо найти и подчеркнуть достоинства учащегося, а затем в тактичной форме говорить о существующей проблеме или зоне ближайшего развития. Не следует отвечать на вопросы родителей (законными представителями), ответ на которые не входит в компетенцию учителя или которые требуют дополнительного изучения. Исключить случаи обсуждения с родителями (законными представителями) особенностей развития и поведения других учащихся, их родителей (законных представителей), а также качества работы коллег. Уравновешено относиться к замечаниям родителей (законных представителей) в свой адрес и их вопросам, не допуская при этом неуважительного или некорректного к себе отношения.
2.7. Учитель на предложение вести репетиторскую работу с учащимися своего класса за дополнительную плату должен придерживаться принципа категорического отказа.

 
3. Общение между педагогами.

3.1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии учеников или других лиц.
3.2. Педагог как образец культурного человека всегда обязан приветствовать (здороваться) со своим коллегой, проявление иного поведения может рассматриваться как неуважение (пренебрежения) к коллеге. Пренебрежительное отношение недопустимо.
3.3. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению. Если же педагоги не могут прийти к общему решению (согласию) в возникшей ситуации, то одна из сторон имеет права направить в Комиссию по этике просьбу помочь разобрать данную ситуацию, и Комиссия сама уже принимает решение о необходимости информирования о ситуации руководителя или же нет.
3.4. Педагоги стараются избегать конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.5. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться между педагогами и высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. Не должно быть места сплетням. Работники образовательной организации при возникших конфликтах не имеют права обсуждать рабочие моменты и переходить на личности с указанием должностных полномочий, обсуждать жизнь школы за его пределами, в том числе и в социальных сетях Интернет (доп. документ о неразглашении конфиденциальной информации).
3.6. Вполне допустимо и даже приветствуется положительные отзывы, комментарии и местами даже реклама педагогов за пределами учебного заведения, а именно выступая на научно-практических конференциях, научных заседаниях, мастер-классах, который педагог вправе проводить, участвовать за пределами организации.
3.7. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
Решение об обнародовании критики принимается большинством голосов членов Комиссии по этике, без согласования с руководителем.
3.8. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга. Если же подобное станет известно Комиссии по этике, то она имеет право начать расследование по выявлению прикрытых ошибок, проступков и т.д.

4. Взаимоотношения с администрацией.

4.1. Образовательная организация базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости. Администрация учреждения делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной деятельности.
4.2. В организации соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и Комиссия по этике.
4.3. Администрация терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.
4.4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.
4.5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.
4.6. Оценки и решения заместителей директора по УВР должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.
4.7. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы учреждения. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в организации на основе принципов открытости и общего участия.
4.8. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают выполнять свои непосредственные функции. Если затянувшиеся конфликты не могу быть пресечены, то Комиссия по этике имеет право созыва «экстренного педсовета», на котором разбирается данная ситуация и выносится на открытое голосование вопрос об отстранении данного педагога, классного руководителя, работника от занимаемой должности. За директором остается окончательное право в принятии решения в разрешении возникшего конфликта, но Комиссия по этике может рекомендовать (аргументировано, на основании полученных доказательств) Педсовету и заместителям директора о принятии какого-либо решения, которое было принято коллегиально членами Комиссии, также руководитель, вне зависимости от решения Педсовета и рекомендации Комиссии, имеет право наложить вето.
4.9. Педагоги уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм. Если же иное не получается по каким-либо причинам, то конфликт разбирается Комиссией по этике.
4.10. В случае выявления преступной деятельности педагога и ответственных работников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики заместитель директора по УВР и АХР должен принять решение единолично или при необходимости привлечь Комиссию по этике для принятия кардинального решения (действий) по отношению к нарушителям.

5. Взаимоотношения с обществом.

5.1. Педагог является не только учителем и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
5.2. Педагог старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп сообщества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.
5.3. Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль, избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.

6. Дресс - код учителя.

6.1. Выбор может быть только один – классический деловой стиль; цвета спокойные, аксессуары достойные.
6.2. Педагоги не должны злоупотреблять бижутерией и прочими ювелирными украшениями, а также открытыми костюмами, джинсами, шортами, бриджами и майками с вульгарными надписями, изображениями людей и животных. Туфли у учителей всегда должны быть чистыми, а их каблук не должен превышать десяти сантиметров. Лучше, если будет закрытая, классическая модель темного цвета. Маникюр для педагога обязателен. Ногти не должны быть чрезмерно длинными и допустимы лишь нейтральных тонов. Учителям также настоятельно рекомендуется постригать и аккуратно укладывать волосы. Учитель был, есть и будет эталоном для детей.

 
7. Академическая свобода и свобода слова.

7.1. Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.
7.2. При отборе и передаче информации ученикам педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение его авторства недопустимо.
7.3. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.
7.4. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение об учреждении, региональной или государственной политике в сфере просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.
7.5. Педагог не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную информацию.
7.6. Педагог имеет право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления.
7.8. Педагог имеет право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
7.9. Педагог имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушений норм профессиональной этики педагогических работников.

8. Использование информационных ресурсов.

Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не имеют права использовать имущество образовательной организации (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества школы.

 
9. Личные интересы и самоотвод.

9.1. Педагоги и администрация организации объективны и бескорыстны. Их служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.
9.2. Если педагог является членом комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.
9.3. Педагог не может представлять свою организацию в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.

10. Благотворительность и меценатство.

10.1. Образовательная организация имеет право принимать бескорыстную помощь со стороны физических, юридических лиц.
10.2.Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство Российской Федерации. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
10.3. Заместители директора или педагог может принять от родителей (законных представителей) учеников любую бескорыстную помощь, предназначенную учреждению. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.

11. Прием на работу и перевод на более высокую должность.

Руководитель образовательной организации должен сохранять беспристрастность при подборе на работу нового работника или повышении работника в должности.

 
12. Механизм работы Комиссии по этике.

12.1. Каждое Методическое Объединение имеет права предоставить одного кандидата для избрания его Председателем Комиссии по этике.
12.2. Существует возможность самовыдвижения.
12.3. Председателя Комиссии по этике выбирают большинством голосов путем открытого голосования в рамках проведения педагогического совета.
12.4. Срок полномочия председателя один год без права переизбраться на второй срок.
12.5. Председатель после своего избрания на этом же педсовете имеет право изъявить желание и рекомендовать к себе в Комиссию четырех человек, но они также избираются путем открытого голосования.
12.6. Члены Комиссии также избираются сроком на один год без права переизбрания.
12.7. После сформирования, Комиссия по этике становится полноправным подразделением образовательной организации.
12.8. Один раз в год Председатель Комиссии по этике представляет отчет о проделанной работе директору образовательной организации.
12.9. Комиссия по этике принимает заявления от педагогов, работников, учеников и их родителей (законных представителей) только в письменной форме.
12.10. Комиссия по этике по поступившим заявлениям разрешает возникающие конфликты только на территории учебного заведения, только в полном составе и в определенное время, заранее оповестив заявителя и ответчика.
12.11. Председатель Комиссии имеет право наложить вето на решение членов комиссии.
12.12. Председатель Комиссии подчиняется директору учреждения, но в своих действиях независим, если это не противоречит Уставу, законодательству РФ.
12.13. Только Председатель наделен полномочиями делать замечания работникам образовательной организации, как в реальной, так и в виртуальной среде.
12.14. Председатель в одностороннем порядке имеет право пригласить для профилактической беседы педагога, работника, ученика и их родителей (законных представителей), не собирая для этого весь состав Комиссии.
12.15. Председатель имеет права обратиться за помощью к директору учреждения для разрешения особо острых конфликтов.
12.16. Председатель и члены Комиссии по этике не имеют права разглашать информацию, поступающую к ним.
12.17. Комиссия несет персональную ответственность за принятие решений.
12.18. Никто, кроме членов Комиссии, не имеет доступа к информации. Директор школы и Председатель Управляющего Совета лишь правдиво информируются по их запросу.
12.19. На вызов Комиссией на «беседу» педагога, работника, ученика и их родителей (законных представителей) не игнорируется, в противном случае данный конфликт перестает быть этическим и носит характер служебного проступка, он передается в ведение администрации. Комиссия также имеет право подать жалобу на имя директора образовательной организации. При поступлении трех заявлений автоматически идет вызов к директору школы.
12.20. Жалобы на Комиссию принимаются только в письменной форме, поданной на имя директора учебного заведения. В данном случае Председатель Комиссии должен будет также в письменной форме опровергнуть данное заявление-жалобу, либо его прокомментировать, либо принять во внимание и исправиться.
12.21. Каждый несет персональную ответственность за подачу непроверенных сведений.